Студия Панорама - Panorama Studio
Постпродакшн
Фильмография Актерский отдел Сценарный отдел Доска объявлений Новости Контакты
 


АРАНОВИЧ


Концепция, составление, редактура
Ирина Павлова, Юрий Павлов

Консультант
Тамара Агаджанян

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского Фонда Культуры и ОАО «РОССТРО»
Особая благодарность за помощь в осуществлении издания президенту Российского Фонда Культуры Никите Михалкову

Издатель, директор проекта
Ада Ставиская


Copyright @ "Студия "Панорама"
СПб, 1998 год
"Я постоянно смотрю документальное кино,так как оно, подобно термометру,отражает любые перемены в обществе."
Интервью С. Арановича японскому обозревателю
Сигехико Хасуми (1993 г.)


СЕМЕН ДАВЫДОВИЧ АРАНОВИЧ:

"...Кинорежиссура - моя вторая профессия. С детства у меня была одна мечта - я хотел стать пилотом. Мои родители были в ужасе, но с тех пор, как себя помню, я был страшно упрям. Я хотел поступить не в простую школу для летчиков, а в какую-нибудь необыкновенную. В итоге оказался в Институте морской авиации. Закончил его и уже в чине майора, получил назначение на север, в отдаленную область за Полярным кругом. Я бы не сказал, что это самое лучшее место в мире: суровый климат, полярная ночь, длящаяся шесть месяцев в году, когда днем темно, как ночью. Я провел там шесть лет. Затем, как это часто бывает в авиации, у меня случилась авария. Это завершилось скитаниями из одного госпиталя в другой, пока я не понял окончательно, что летать мне больше не суждено. Однако я всегда интересовался документальным кино и потому решил поступать в Институт кинематографии. Провалился при первой же попытке. Наконец, я все-таки поступил на отделение документального фильма и понял, что профессия кинематографиста — та самая, которую мне назначила судьба. В то же время я также понимал, что если бы не предыдущий опыт моей прежней профессии и знание другой жизни, которая воспитала и сформировала мой характер, я бы никогда не стал кинорежиссером..."

От издателя АДА СТАВИСКАЯ:

Несмотря на то, что никаких иллюзий по поводу здоровья Семена у меня не было, я с трудом поверила в его смерть, которая для меня стала огромной личной потерей....Самые страшные скандалы между нами начинались, когда я говорила, что чего-то не могу, потому что я всего-навсего директор картины, а не директор студии, не министр кинематографии и не председатель Гостелерадио СССР. «Как Вы можете так говорить, как Вы можете так думать!? Вы - директор картины! Вы обязаны!». Ярость Семена была неописуемой. Он орал на меня с искренней верой в то, что директор картины - это много больше, чем всё вышестоящее начальство вместе взятое. Он не желал слышать никаких объяснений и считал, что если кто-то в Министерстве обороны СССР отказывал в чем-то его картине, или почему-то в Гостеле-радио СССР не соглашались финансировать зарубежные съемки, директор картины должен не бумажки писать директору студии, а добиваться искомого результата, именно потому, что он - директор картины.
Удивительнее всего, что он всегда оказывался прав. И на съемки «Противостояния» в Новороссийск прибывали вертолеты из Афганистана (ближе не было); катера на воздушных подушках - из Поти. На «Торпедоносцах» - восстанавливались ИЛ-14 и «железка» - взлетно-посадочная полоса времен войны... Я добивалась, чтобы меня принимали, выслушивали, а затем и отдавали соответствующие распоряжения заместители министров обороны, зампреды Гостелерадио, первые секретари обкомов и Бог знает кто еще. Два слова были исключены из моего лексикона в работе с Арановичем: "не могу" и "невозможно". И на каждой следующей картине все нужно было начинать сначала, поскольку каждый его новый фильм становился новой жизнью, в которой были уже другие условия, другое время, другие люди, и нужно было приобретать навыки, необходимые уже в этой, новой жизни. С первого дня появления сценариста и сценария, или только сценариста, или только сценария, Аранович требовал моего участия в работе. Он требовал досконального понимания замысла картины, поскольку считал, что только так можно правильно выстроить стратегию производства фильма.
И потому он настаивал на участии своего директора во всех встречах, связанных с картиной, будь то высокие чиновничьи кабинеты, или маститые сценаристы, или титулованные консультанты. Поэтому мне приходилось принимать участие и в выборе натуры, и в пресловутых сдачах фильма на двух и на одной пленке. Сколько совершенно фантастических текстов высокого руководства по поводу его картин я слышала своими ушами, и как комично подчас они звучали, несмотря на то, что от этого веяло ужасом переделок и поправок.
Со временем я поняла, что все это диктовалось глубочайшим уважением Арановича к профессии директора, основанном на его собственном представлении о том, что такое профессионал высокого класса. Сегодня совершенно ясно, что уже тогда это была настоящая школа продюсерства в самом современном смысле.
Вот такая это была работа с Семеном Давидовичем Арановичем, и большое ему за это спасибо.
Мне позвонила из Гамбурга Тамара Аранович, жена Семена, и сказала, что они с Полиной, дочерью Арановича, очень хотят, чтобы появилась книга об Арановиче, и даже собрали кой-какие деньги для ее издания Они попросили меня взяться за это дело Я опешила Вот уже 25 лет я занималась только кино, и ничем другим, и даже отдаленно не представляла себе, что это такое - издание книги К счастью или к сожалению (судить не мне), я размышляла лишь несколько секунд и практически сразу согласилась Я ответила буквально следующее "Тамара, я боюсь не оправдать ваших с Полиной ожиданий, я никогда в жизни этим не занималась, я не умею Но я понимаю, что эту работу сделать надо, я научусь."
Издание этой книги - еще одно новое дело, взяться за которое меня с Того Света заставил Аранович Появилась последняя возможность работы с ним И я точно знаю, что слова «я не могу» или «невозможно» неприемлемы.
Хочу выразить искреннюю признательность киноведу Ирине Павловой, взявшей на себя гигантский труд по составлению этой книжки и поддержавшей меня в абсолютно неведомом для меня деле, режиссеру Юрию Павлову, оказавшему неоценимую помощь в работе с фотоархивом и документами, и бессменному ассистенту Арановича Тамаре Агажданян, которая несколько лет таскала за собой все бесчисленные коробки с фотографиями, записками, бумагами Арановича, которые раньше, при его жизни, хранились в его студийном кабинете.
Я благодарю всех, кто абсолютно бескорыстно принял участие в работе над этой книгой. Свою признательность им выражают Тамара и Полина Аранович.

Киновед ИРИНА ПАВЛОВА

Аранович был на удивление сыном своего времени. Его биография - и личная, и художественная - оказалась необычайно тесно связана с событиями в жизни страны. Пацан послевоенной поры - он был увлечен военной романтикой, и выбрал одну из самых романтических военных профессий. Типичный «шестидесятник», «продукт оттепели», он в документальном кино выразил вполне романтическую идею высокой и трагической судьбы интеллигента, художника в стране, где «поэт - больше, чем поэт». И платил за эту идею десятилетиями «полочного» забвения самых любимых картин. В своих вершинных игровых фильмах он был одним из первых режиссеров, создававших новую эстетику, и, если угодно, новое мировоззрение - скрытую художественную оппозицию режиму, выражавшуюся прежде всего в осознании непреходящей ценности каждой человеческой личности и судьбы. Пережил смерть ближайших и любимых друзей - Ильи Авербаха и оператора Валерия Федосова. В пору перестроечной эйфории он оказался одним из немногих, кто в кино стремился размышлять о дне минувшем и дне сегодняшнем, а не биться в обличительном экстазе. В эпоху, когда художники «рванули в начальники», - не избежал соблазнов и разочарований. Он разделил с российским кинематографом 90-х трагедию несбывшихся ожидании, трагедию художника, «не вписавшегося в рынок». И, пройдя со своей страной всё, что выпало на долю человеку его поколения, умер на чужбине, повторив судьбу многих великих соотечественников…
...Он похоронен в Гамбурге. Там, где умер, где остались все его любимые: мама, брат, жена, дочка с мужем и внуки, рыжий преданный кот Степан…
...Все время думаю о том, что Семен Аранович умер от обиды. От оскорбления. От недооцененности. Ибо нет пророка в своем Отечестве. И от того, что не смог доснять свой последний фильм. Умер, когда понял, что уже не сможет его доснять. Вот если бы... Впрочем, история не имеет сослагательного наклонения.


фото

фильмография


Авторы, статьи
А. Ставиская «От издателя»
А. Филипенко
И. Павлова «Аранович»
Б. Добродеев «Полёт Семёна Арановича»
П. Финн «Родина слышит, Родина знает»
А. Кнайфель «Пробуждение»
Ю. Клепиков
К. Лопушанский «Уроки этики»
А. Собчак
А. Кравчук «Мастер»
Л. Менакер и другие